Покажите мне деньги
В своей последней статье Майкл Скотт исследует вопрос финансирования команд Мото Гран-При, многие из которых действуют только с ограниченной поддержкой спонсоров, не смотря на возрастающую популярность этого вида спорта в мире. Проблема затронута, также, с целью углубиться в рассмотрение европейского запрета на рекламу табака…
Гонки Мото Гран-При никогда не выглядели лучше, чем сейчас, с тех пор, как они стали так называться. Четыре японских компании соперничают с одной европейской и двумя независимыми. Система участия не содержит большого количества ограничений и запретов. Кроме того, «эффект Росси» повышает интерес зрителей во всём мире.
Всё выглядит достаточно радужно, но, тем не менее, судя по последним событиям, это только видимое благополучие.
Возможно сейчас, для проведения соревнований тратится больше денег, чем когда бы то ни было, но в то же время, всё менее ясным становится источник этих денег.
Подробности не добавляют энтузиазма. Может показаться, что все заводские команды преуспевают, но если присмотреться, видно, что только за «Хондой», «Ямахой» и «Дукати» действительно стоят большие деньги, в отличие от команд «Репсол», «Телефоника», «Кэмел», «Галуас», «Фортуна» и старого фаворита «Мальборо».
Даже сейчас, некоторые из контрактов (особенно это касается «Репсол») предусматривают выплаты гораздо меньших денег, чем вы себе представляете. В прежние годы испанский топливный гигант приобрел заводскую команду «Хонда» (которая одерживала целые серии побед с Духаном, Кривилле и Росси) за смешную цену — что-то около 4 миллионов долларов. Сумма, которая едва позволяет покрыть расходы на контракты гонщиков. Стоимость управления командой могла бы быть, по меньшей мере, в пять раз больше.
«Кавасаки» тоже, вероятно имеет поддержку одной из нефтяных компаний, но вряд ли она вам знакома. Вы когда-нибудь покупали хотя бы литр бензина «Fuchs Oil»? Это относительно небольшая немецкая компания, которая платит относительно небольшой спонсорский взнос за ещё одну заводскую команду.
«Сузуки»? Вообще-то они сами по себе, с тех пор, как «Телефоника» дезертировала с корабля в конце 2003 года. Они держались молодцом, но имя на их обтекателе — «Crescent», это дилер «Сузуки» в одном южно-английском городке, ранее успешный в «British Superbike racing». Кроме этого, единственные мотоциклы уровня GP, на которых пишут имя дилера — это БМВ, участвующие в своих собственных промосериях.
Теперь посмотрим далее, на самый низкий уровень. На самом дне находится команда «WCM», которая держится только на энтузиазме, сравнительно дешёвых доморощенных мотоциклах, где о скорости не может быть и речи. И кто знает, сколько денег Боба Маклина, американского покровителя гонок, потрачено после того, как «Рэд Булл» вдруг перестала давать команде большие деньги в конце 2002 года.
Отдушиной для команды стал Джеймс Эллисон, демонстрирующий, что низкая платежеспособность не исключает наличие большого таланта, и контракт с «Блата» в этом году, очевидно, помог восстановить баланс. Это всё ещё гонки за гроши. Последние новости пришли от команды с более высоким статусом, но, в настоящее время, с не лучшими результатами и неопределённым будущим. В момент написания этой статьи команда «Proton Team KR» вымотана переговорами с поставщиком двигателей «KTM» и, возможно, даже не закончит этот сезон. Гонщику Шейну Бирну сказали, что вторая часть сезона пройдёт для них по принципу «race-by-race».
Текущие проблемы угрожают большим, нежели просто возможностью потерять одну давно участвующую в гонках команду (основанную в Модене в 1997 году). Кенни Робертс основал предприятие, с мечтой о том, что вновь процветающие гонки смогут поддержать завод, работающий по принципам «Формулы 1».
Он установил полностью укомплектованное здание в самом сердце «Формулы 1», в Англии. Расходы были выше, чем предполагалось, но до появления четырёхтактных двигателей, моторы KR3 считались конкурентоспособными. Создание собственного четырёхтактного V5, было невероятно дорогим и в конце прошлого сезона, они утратили поддержку «Proton».
Этот год был испытанием на выживание, что дало шанс «KTM» испытать свой двигатель V4, отличающийся от других. То, как он выглядел в начале лета, нельзя описать. Даже выживший с прошлого сезона мотор мог бы выглядеть куда лучше.
Есть и другие грустные истории, не так широко освещённые. Команда «Д’антин», созданная в прошлом году компанией «Ducati» и имеющая в составе гонщика Роберто Рольфо, на самом деле финансируется компанией «Dorna», так что появляются вполне обоснованные слухи. Какая ещё цель, кроме поддержки собственной франчайзинговой системы, преследуется ей? И как долго это будет продолжаться?
Команда «Кэмэл Хонда Понз» — ещё одна копеечная сделка из той же серии. По слухам, компания «Кэмэл» готова положить ей конец в конце этого года. Команда «Мувистар Гресини Хонда» сейчас под угрозой полного вытеснения командой «Телефоника Мувистар».
Также это может быть ударом по классам 250 и 125, но испанским гигантам, которые пытаются примазаться к заводской «Хонде», сейчас мешают их конкуренты из «Репсол». Более того, «Телефоника Мувистар», как следствие, даже может потерять своего лучшего пилота — Даниэля Педросу. Поэтому компания, у которой в «Формуле 1» вместе с Алонсо всё выходит достаточно хорошо, грозится вложить все свои деньги именно туда.
Но корень этих проблем гораздо глубже, чем эти отдельные подробности. Риторический вопрос — что будет дольше с табачным спонсорством?
Подавляющее большинство новых ограничений в Евросоюзе сейчас уже действует, и я далёк от уверенности, что эти уловки с использованием табачной рекламы во время проведения этапов на трассах вне Европы, сработают.
Может быть, здесь есть место для манёвров, в зависимости от того, как интерпретировать этот закон, и, может быть, будут прецеденты. Но обратите внимание на то, как «Формула 1» капитулировала на Гран-При Венгрии, потребовав, среди прочих, от команды «МакЛарен» убрать рекламу западного спонсора, но сделав временное исключение для других команд.
В Мото Гран-При каждый притворяется, что всё в порядке, и выжидает. Потому, что нет реальной альтернативы стуку в дверь — все находятся в состоянии отказа. Вообще-то, процесс резкого пробуждения уже начался.
Уровень не табачного спонсорства за последний год значительно возрос. Сейчас считается, что «Bet-and-Win» и «Alice» продлят эксклюзивный контракт с Росси на следующий год. Реальные суммы, однако, всё ещё гораздо меньше, чем от рекламы сигарет.
Как такое может происходить, когда гонки Мото Гран-При завоевали огромную популярность в мире? Не уверен, но это так. «Dorna», должно быть, надеется, что это лишь временная задержка, потому, что очевидно, что более широкая реклама на телевидении привлечёт больше денег, освобождая гонки от «табачной зависимости». Было бы замечательно с этим согласиться. Но где же эти толпы возбуждённых инвесторов, спотыкающихся друг о друга, чтобы заключить сделку десятилетия?
Опасения радикально увеличившихся расходов, связанных с заменой двухтактных двигателей четырёхтактными, были успокоены обещанием, что эти расходы будут покрыты с лёгкостью после подъёма в бизнесе с появлением этих двигателей. Скорей бы это произошло, иначе нас ожидает катастрофа.